Молодой человек Эван обнаруживает странную способность менять события, произошедшие в прошлом. Как и многие, он считает, что если бы он поступил иначе, то и жизнь сложилась несколько по-другому. Не только у него, но и его близких друзей. Девушка, которую он любил, Келли, и ее брат Томми стали занимать достаточно низкое положение на социальной лестнице, а общий друг Ленни сошел с ума. Воскрешая воспоминания с помощью дневников, которые вел по совету врача, Эван пытается изменить судьбы близких, переписывая историю и переигрывая некоторые ключевые, как ему кажется, моменты. Но становится лишь хуже.
Пытаясь приструнить отца Келли и Томми, почти что сорокалетнего мужчину, заставлявшего собственных детей участвовать в снимаемых им порно-фильмах, Эван добивается того, что Келли и он резко идут вверх, а Томми скатывается вниз, в бандитскую жизнь.
Эван судорожно переписывает чужие судьбы, делая их жизни еще сложнее. Проституция, физические уродства, смерти, тюрьма — и ни одного хотя бы хорошего варианта. Через некоторое время Эван узнает, что его отец так же обладал этим даром, и что это свело его с ума. Тогда он понимает, что ему нужно изменить лишь одно.
(Первый вариант: для прокатной версии) Можно изменить, наступив на горло собственным чувствам. Режиссер отправляет нас в далекое детство героев, когда они только знакомятся друг с другом. Маленькая Келли, тяжело переживающая развод родителей и не знающая еще, остаться ей с отцом или уехать с матерью в другой город, подходит к Эвану, пытаясь познакомиться. Эван грубит ей, и Келли, обиженная, уходит, принимая решение уехать с матерью, так как красивый мальчик Эван ее тут не держит. Прошло 8 лет. Взрослый Эван идет по улице с работы и видит знакомое лицо. Келли красивая и успешная. Он улыбается ей, она улыбается ему. Они оборачиваются вслед друг другу и уходят, чтобы больше никогда не встретиться.
(Второй вариант: для режиссёрской версии) Эван возвращается к моменту своего рождения и душит себя пуповиной. Его мать переживает муки, страдания и боль. Это уже 3-я ее беременность, и точно так же ее плод умирает. А для Эвана это выход. Наконец-то все дорогие ему люди обрели лучшие судьбы, нежели раньше.
В одном из эпизодов картины главные герои, будучи детьми, отправляются в кинотеатр на кинофильм «Семь» (1995). Другой картиной, демонстрирующейся в этот момент, является «Тупой и ещё тупее» (1994). Оба фильма наряду с «Эффектом…» являются собственностью кинокомпании New Line Cinema.
Обложки дневников Эвана очень похожи на обложки дневников Джона Доу, героя уже упомянутого триллера «Семь».
На роль Эвана претендовали Джош Хартнетт, Шон Уильям Скотт и Джошуа Джексон, однако в силу различных обстоятельств так и остались за бортом проекта.
Роль Келли вполне могла достаться Эли Лартер, участнице трилогии «Пункт назначения», но досталась ее лучшей подруге.
Cценарием к картине зачитывались многие, однако желающих воплотить прочитанное на экране было не так много. Ситуация изменилась лишь после того, как сценарий попал в руки Эштона Катчера. Актёр был настолько впечатлен прочитанным, что согласился стать одним из продюсеров и выделить часть собственных денег на запуск проекта.
Актёры Мелора Уолтерс и Эштон Катчер играют в картине мать и сына. На самом деле, Мелора всего лишь на 10 лет старше Эштона.
В ранних версиях сценария главного героя звали несколько иначе — Крис Треборн. Чуть позднее имя главного героя изменилось на Эвана. Если переставить первую букву фамилии в конец имени, то в переводе на русский язык данная словесная конструкция (Event Reborn) будет звучать как «Перерождающий события».
Актёр Элден Хенсон, исполняющий роль Ленни, вначале принял участие в съёмке более поздних по хронометражу сцен, в которых его персонаж женится на Келли и заботится об инвалиде Эване. Это было сделано для того, чтобы Элдон успел набрать порядка 20 фунтов веса для съёмки других сцен, в ходе которых его герой сходит с ума. Для того, чтобы набрать необходимый лишний вес, актеру понадобился всего лишь месяц.
В рамках подготовки к исполняемой роли Эштон Катчер уделил немало времени изучению психологии, душевных и психических травм, а также теории хаоса.
Сценарий фильма можно легко понять при помощи теории хаоса. В хаотическом мире трудно предсказать, какие вариации возникнут в данное время и в данном месте, ошибки и неопределённость нарастают экспоненциально с течением времени. Э. Лоренц назвал это явление эффектом бабочки: бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть высшей точки в дождливый сезон в Индонезии. Так и герой фильма меняет события по данной аналогии.
В режиссёрской версии присутствуют несколько эпизодов, не вошедших в прокатную версию.
Сценарий картины появился на свет во многом благодаря рассказу Рэя Бредбери «Звук грома». В этом рассказе повествуется о группе исследователей, отправившихся в далекое прошлое поохотиться на динозавров. Один из героев случайно наступает на бабочку и убивает ее. При возвращении обратно домой персонажи рассказа понимают, какую чудовищную ошибку они совершили — мир изменился до неузнаваемости. Именно, поэтому фильм и получил свое название — «Эффект бабочки».
Существует несколько версий концовки:
1) Эван убивает себя в утробе матери. Считалась основной до тестового просмотра, на котором зрители пришли в ужас, и создатели решили показать другой финал[1].
2) Официальная, где главные герои расходятся в разные стороны.
3) Эван разворачивается и идет за Келли
4) обернувшись, Келли спрашивает:
— Мы встречались?
— Эван! — представляется Эван
— Келли,— хочет представится Келли, но Эван опережает её и называет по имени:
— Вы просто выглядите как Келли.
Композиция в концовке фильма исполнена британской рок-группой Oasis и носит название — Stop Crying Your Heart Out.
Вообще один из моих самых любимых фильмов!!!